Московский Детский Камерный Театр Кукол (mdktk) wrote in otdyh_s_detmi,
Московский Детский Камерный Театр Кукол
mdktk
otdyh_s_detmi

Category:

Московский Детский Камерный Театр Кукол завершил сезон

Материал составлен на основе беседы с директором Московского Детского Камерного Театра Кукол (МДКТК).

Вероятно, детский театр кукол - самая открытая сценическая система. С одной стороны, он легко воспринимает опыт смежных искусств, реагируя на новации, но в то же время, как никакой другой, склонен к активному эксперименту. Может быть, этим можно объяснить бытующее в театре кукол разнообразие приёмов, стилей и жанров.
Не случайно вопрос своевременности той или иной темы поднимается здесь острее, чем в других театрах. «Вчера» юного зрителя сильно отличается¬ от его «завтра». В этой связи крайне важно, чтобы постановка оказалась актуальной, чтобы она успела ухватить именно «сегодня», сообщить ему нечто важное, что поможет сориентироваться в мире и почувствовать себя увереннее. Желая же быть своевременным, легко оказаться однодневным и даже сиюминутным, предложив ребёнку «жвачку»… Соблюсти этот баланс порой трудно, так как грань очень тонка, и соблазн впасть в заигрывание или морализаторство, обманув детские ожидания, всегда где-то рядом.
Нам видится, что настоящий спектакль зачастую несет в себе синтетический характер, не оставаясь в рамках простого развлечения или непременного просветительства.
В прошедшем сезоне наш театр представил зрителю две яркие и, можно сказать, рискованные премьеры – «Почемучку» (по книге Бориса Житкова «Что я видел») и «Расскажи мне про Красную Шапочку» (в сценической версии Светланы Дорожко).
Постановка того или иного произведения, «перенос» текста на сцену – это всегда интерпретация, выход на разведку в область неизведанного. В театре кукол, наверное, особенно важно идти непосредственно от переживаний, не теряя энергии непредсказуемости, шалости, изучения окружающего мира через призму субъективного восприятия.
Необходимо помнить, что искусство детской игры сродни театральному волшебству. И качественная постановка может естественно обогатить фантазию ребёнка и его кругозор.
Так, спектакль «Расскажи мне про Красную шапочку» учит свободе творчества и терпимости к чужому мнению, наглядно объясняет, что на одни и те же события могут быть совершенно разные, но равнозначные реакции и взгляды. Любопытна постановка и тем, что в ней используется не часто встречающаяся система кукол-тантамаресок, словно «вживляющаяся» в себя актёра. Подобный поиск «инакового», адекватного существования не только ставит новые задачи перед постановочной группой, но также и сообщает, что отходить от шаблонов и находить собственные источники вдохновения – возможно.
Большой удачей и важным событием театр считает и увеличившуюся активность форума, на котором зрители без ограничений могут оставлять свои впечатления, высказывать мнения. Родители и бабушки охотно откликаются на увиденные спектакли. Так, например, Светлана отмечает, что этот «спектакль не обычный, такого я ещё не видела, в хорошем смысле этого слова, потому что всё очень понравилось. Бабушка, мама, папа и дочка пересказывают сказку про Красную Шапочку, так как они ее себе представляют… Особенно, очень понравилась история, рассказанная "папой" - это самая сильная сцена в спектакле, смеялись все, и взрослые и дети». А Екатерина, приведшая на спектакль внучку, отметила, что «думала что это будет интересно только ей. Но с первых минут я поняла, что это настоящий спектакль с идеей, с юмором, динамикой. Меня тоже заинтересовал. Я хохотала вместе с внучкой». Николай Остров был на спектакле с сыном: «Спасибо большое режиссёру Валерию Баджи за живую энергию, направляемую со сцены в зал. Она всегда возвращается. Дети (да и взрослые) смотрели, не отрываясь! А это лучшая награда, мне кажется, да и лучший показатель качества и уровня спектакля! Так удивительно, когда привычный, хорошо знакомый, несколько даже наскучивший материал вдруг обнаруживает новые формы, которые, в свою очередь, не ломают, а лишь поддерживают, развивают и укрепляют традиции и сказки, как таковой, и культуры в целом».
Читая эти отзывы, труппа театра чувствует, что вложенные усилия не напрасны, что МДКТК живёт самобытной творческой жизнью. И эта жизнь важна его зрителю.
Вторая премьера - «Почемучка» - решена совсем иначе. Она знакомит с Москвой 30-х годов глазами ребёнка. Его непосредственный взгляд, влекущий за собой спонтанные, «необработанные» переживания, способен как выхватить отдельные, так и свести воедино мельчайшие детали, складывающие в целостное «полотно» непредвзятого ощущения жизни. «Почемучк଻ учит внятному изложению переживаемой истории, своего рода рефлексии,¬ благодарно¬сти прошлому, помогает выделить главное, расставить¬ акценты и поделиться новыми впечатлениями. Здесь театр выступает сверстником юного зрителя, соучастником его процессов, неравнодушным другом, с которым можно легко и ненавязчиво обмениваться простыми, но такими важными секретами.
Обе премьеры по своей сути сугубо семейные. Они согреты внутренним теплом и подают пример бережного отношения¬ к другому человеку, призывают понимать его, слышать и поддерживать. «Почемучка» был представлен на IX международном фестивале театров кукол «Муравейник» в городе Иваново. Одна из зрительниц отметила, что и в контексте фестиваля «Почемучка» не теряется, его хочется «выделить за особую удивительную атмосферу – добрую, призрачную, едва уловимую, в которой словно растворено дыхание старой, уже уходящей Москвы, и неиссякаемой родительской любви, актуальной во все времена».
Вести относительно активную гастрольно-фестивальную жизнь МДКТК начал три года назад и очень дорожит своей возрастающей мобильностью. Приглашений становится всё больше, появляется возможность что-то планировать и выбирать – ведь для развития и творческого роста внешний контекст ничуть не менее важен, чем внутренняя жизнь коллектива. Оставаться «вещью в себе» театру сегодняшнего дня невозможно – культурное пространство поощряет подвижность рабочего процесса и гибкость его структуры. В этом сезоне нам удалось поучаствовать в двух фестивалях, закрепить многие наработки, и хочется верить, что эта хорошая и важная традиция продолжится в дальнейшем. Ведь важно иметь возможность посмотреть на себя со стороны, поделиться опытом и энергией с коллегами, пообщаться с единомышленниками в неформальной творческой обстановке.
Конечно, подводя итоги сезона, всегда хочется отметить что-то особенно значимое, поделиться какой-то большой удачей. Мы искренне верим, что многие достижения у МДКТК ещё впереди и радуемся живому и естественному пути его развития, который однажды сможет нас к чему-то вывести и поднять на новые вершины. Театру есть, к чему стремиться и над чем работать.
Не стоит, конечно, игнорировать и материальный вопрос – ведь это взаимозависимые явления. Появляется больше возможностей, и мы спешим ими воспользоваться, ищем способы их реализации. Так, предполагая ещё немалое количество интересных и важных поездок, при помощи наших учредителей, этим летом мы приобретаем новый микроавтобус. Ведутся обновления и в самом помещении театра – ведь это наш дом! Осенью у нас появятся специальные кресла-трансформеры для детей, чтобы зрителям было удобно и уютно в нашем небольшом зале.
Из этих, казалось бы, мелочей складывается ежедневный рабочий процесс, они создают настроение и стимулируют дальнейшее развитие.
Не замирает на летний период и творческая жизнь театра. Осенью мы собираемся порадовать наших гостей премьерой. Хочется, чтобы у театра был разносторонний живой репертуар, отвечающий запросам современности.
Основу репертуара МДКТК сейчас составляют спектакли для малышей, многие из которых впервые знакомятся с миром театра на примере этих спектаклей. И нам кажется это очень ответственным и прекрасным, мы стараемся, чтобы это знакомство было добрым и красочным. Однако хочется не терять контакта и с подрастающим зрителем. Театр ещё не обладает достаточным количеством «спектаклей для взрослых» (у нас их пока только два), но в новом сезоне есть желание и интерес пригласить на нашу сцену ряд дружественных театров кукол для регулярного показа «взрослых» спектаклей, продолжая практику обменных гастролей.
Имея так называемый «портфель», то есть драматургический материал, который хотелось бы «поднять», поставить в нашем театре, мы понимаем, что самой неохваченной аудиторией сегодня остаётся зритель 10-14 лет. Именно к нему и будет обращён, в первую очередь, наш новый спектакль. Проблема подросткового досуга всегда стояла довольно остро…Возраст это непростой, переходный, предполагающий активную духовную работу, отвечающую его интересам. Но, осмысляя через куклу многие актуальные для подростка вопросы, театр способен принимать участие в художественно-эстетическом воспитании, формировать и развивать его зрительскую культуру, ведь сопереживание - важнейший инструмент воспитания. В данном случае важно уйти от прямого декларирования или нравоучения, верно организовать способ взаимодействия, учитывая ещё небольшой, но всё-таки имеющийся у зрителя жизненный опыт, при котором подсказанные театром проблемы и решения могут переживаться как субъективное открытие и даже становиться личностной ценностью.
Должно быть, сказывается и дефицит материала, но, вероятно, дело не только в этом. Вопрос в том, как решается проблема материала для подростка. Раньше были репертуарные коллегии, которые помогали организовывать и контролировать процесс, создавали условия для пишущих драматургов, проводили с ними работу. Сейчас эта практика во многом утрачена, возникает необходимость искать и вырабатывать какие-то другие пути. Наверное, в этой связи самым важным оказывается совпадение понимания той или иной темы и чутья драматурга с творческим вдохновением художника-постановщика, с видением режиссёра, которого этот материал «зажжёт»… Наибольшая сложность заключена, вероятно, как раз в этом совпадении, насколько оно оказывается своевременным и состоятельным. Но ведь это очень индивидуальный процесс, который сложно предсказать заранее или заказать наверняка… Всегда есть неуверенность, риск, и когда всё складывается, это – счастье. Наверное, это и есть «божья искра».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments